

СЛУЧАЙ С КОСТЕЙ
На супервизию был представлен случай Кости, 16 лет, и его матери Евгении, которая воспитывает сына без отца.
В 2024 году неаттестованного по многим предметам Костю оставили на второй год в восьмом классе. Но и повторное обучение началось с проблем. Костя почти не посещал школу. Ночами сидел за компьютерными играми. А утром отказывался встать и пойти в школу. Мать не могла повлиять на него – дома бывала мало, работала на двух работах допоздна. Её попытки отключать или не оплачивать интернет результата не имели, только приводили к семейным конфликтам.
В ноябре по решению ПДН подросток был размещен в стационарном учреждении. Среда поменялась, и Костя смог обходиться без компьютера. В стационаре проявил себя как спокойный, доброжелательный, отзывчивый подросток. Выяснилось, что было время, когда он хорошо учился в школе. За три месяца с помощью воспитателей и школьных специалистов Костя смог закрыть учебные долги, вернулся домой к матери и в конце года был переведен в 9-й класс. А осенью школьные проблемы вновь обострились.
Специалист ставит на супервизии вопрос – «Что бы мы могли еще сделать, чтобы подросток сумел окончить 9 класс?».
Супервизор обращает внимание специалиста, как именно он определяет цель работы с семьей. Помогает переформулировать вопрос так, чтобы «не отнимать» ответственность за преодоление кризиса в семье у Евгении и Кости. Ведь цель семьесберегающего подхода – восстановление способностей семьи самостоятельно справляться с кризисом.
То, что ранее подросток попал в стационар, практически из-за плохой школьной успеваемости при социально адаптированной матери было неверным решением специалистов. Критического уровня кризиса не было. О риске размещения подростка в стационаре в настоящее время так же речи быть не может. Поэтому специалистам важно пересмотреть подходы в работе с этой семьей.
На супервизии рассматриваются гипотезы проблемного поведения подростка, отказа посещать школу. Среди версий – и неэффективные воспитательные действия матери, неподходящие для подростка с волевыми проблемами; и нехватка влиятельной отцовской или замещающей его фигуры в окружении мальчика; и вероятные проблемы Кости со сверстниками в школе (буллинг), и отсутствие какой-либо позитивной альтернативы проведения досуга.
Проблема случая – это психологические проблемы конкретной семьи, которые могут быть преодолимы другими средствами.
На супервизии обсуждается вопрос организации психологического консультирования подростка с риском формирования зависимости от гаджетов, укрепления воспитательной уверенности матери и освоения эффективных стратегий влияния на повзрослевшего сына.
Как ресурс на встрече рассматривается возможность участия Евгении в занятиях клуба «Устойчивая семья» (работающего во многих районах Подмосковья) для укрепления родительского авторитета и поиска рычагов влияния на подростка.
В завершение супервизии специалист признает, что результатом супервизии удовлетворена. Знает, где запросить для семьи помощь психолога.
Примечание: имена участников и некоторые факты изменены в целях сохранения конфиденциальности семьи и ребенка.