

СЕМЬЯ ЗОЛОТАРЁВЫХ
После гибели мужа, спасателя МЧС, у его жены – Татьяны, 39 лет, случился срыв. Она запила после длительного «сухого периода». И специалисты семейного центра вновь взяли семью с двумя детьми 10 и 14 лет на патронаж. С 2020 года семья периодически находилась на сопровождении в семейном центре.
В апреле детей разместили в СРЦ, летом подлечили по их основному заболеванию в неврологическом стационаре, затем организовали путевки в лагерь летнего отдыха. Но Татьяна за это время не только не смогла прийти в себя, но и состояние женщины ухудшилось. Злоупотребление алкоголем усилило её ментальные нарушения. Работы у Татьяны нет. Раньше, когда муж был жив, она тоже не работала.
Женщина спокойно воспринимает визиты специалиста, улыбаясь, соглашается с тем, что нужно заниматься детьми, обещает следить за приемом детьми лекарств, контролировать посещение школы, не пускать чужих нетрезвых людей в дом. Но за месяц после возвращения детей в семью ситуация никак не улучшилась. Контроля и заботы детям не хватает. Вдобавок то, что женщина получает пособие по утрате мужа, привлекло к ней несколько пьющих «друзей». Поэтому дети находятся в неблагоприятной ситуации. Риск нарушения прав детей специалист расценивает как высокий.
В ближайшем окружении есть тётя Татьяны, которая с детства за ней присматривает, так как племянница будучи подростком осиротела. Анна Ивановна помогала материально и с уходом за детьми. Но теперь тётя на пенсии, и ей тяжело общаться с повзрослевшими детьми-подростками. Грубят, не слушают. По отношению к Татьяне действия тёти заключаются сейчас в том, чтобы отругать, пристыдить. Это, конечно, не помогает.
Специалист на супервизии сообщает, что работает с семьёй одна, «без межведа», и чувствует, что с одной стороны семью нельзя оставлять без надзора, а с другой – признается, что бессильна что-либо сделать «в одни руки». В настоящее время в районе нет инспектора по делам несовершеннолетних, который бы мог выходить на совместные рейды в семью. Психолога для детей на местной территории тоже нет. Ближайший – за 100 км. Социальные педагоги в школе все время меняются и не подключаются к сопровождению детей.
Супервизор признает, что в такой ситуации выгорание неизбежно, и считает необходимым информировать о ситуации с дефицитом кадров регионального куратора программы «Дети в семье». Затем рассматривает вместе со специалистом, какие ещё ресурсы можно подключить к сопровождению семьи. Выясняется что, совсем недалеко от места проживания семьи при церкви действует Клуб анонимных алкоголиков «12шагов». Специалист знала о нем, но не решалась обратиться, так как помнила, что там много ее бывших подопечных, и ей казалось, что контакт с ними будет не на пользу Татьяне. Но, узнав о программе и поразмышляв вместе с супервизором, согласилась, что в данной ситуации обращение в Клуб может содействовать более эффективной и подходящей помощи семье – и Татьяне и ее тёте Анне Ивановне. Также специалисты Центра инноваций поделились с коллегой перечнем некоммерческих организаций, действующих на территории района, и предложили выяснить ,какие ресурсы для семьи Золотарёвых могут предложить социально ориентированные НКО.
Даже контакты возможных партнеров по близости очень воодушевили специалиста. Именно такой поддержки ей не хватало и казалось, что уже не найти. В конце встречи специалист высказала пожелание через некоторое время записаться на повторную супервизию по работе с этой семьей.