В службу «Детский телефон доверия» очень часто поступают звонки от родителей по проблеме детско-родительских отношений. Как правило родители обращаются с запросом помочь разобраться в отношениях с ребенком, понять причины того или иного поведения ребенка, дать рекомендации по выходу из кризисных отношений с ребенком. Причины, оказывающие негативное воздействие на отношения, бывают разные, одна из них отсутствие взаимопонимания. Родители часто, не понимая причин «плохого» поведения ребенка применяют методы (наказывают, обвиняют и т.д.), которые еще больше усугубляют ситуацию. В процессе консультирования таких родителей часто удается определить, что причиной, например агрессивного поведения ребенка являются низкие социальные навыки, или причиной замкнутости могут быть определенные страхи и переживания, грусть и тоска часто «прикрывают» обиды, чувство вины, стыд. Иногда в силу возрастных особенностей, иногда по причине отсутствия доверительных отношений с родителями ребенку сложно сформулировать свои переживания. И в этом случае на помощь может прийти сказкотерапия.
Общаясь с ребенком в привычном для него пространстве – сказки, родители могут узнать много информации о своем ребенке: что его беспокоит, кто его обидел, к чем стремится, о чем мечтает и т. д. Общение в «рамках» сказки, как правило спонтанно и открыто. И даже, если сюжет игры очень близок к реальным переживаниям ребенка, игра не травмирует, выдуманные сюжеты дают ребенку ощущение безопасности потому, что все происходит не с ним, а с персонажем сказки.
Сказки условно можно разделить на воспитательные и терапевтические. Воспитательные сказки, как правило, это более безопасный уровень работы. Воспитательные сказки могут помочь ребенку, например адоптироваться к новой среде, условиям или преодолеть определенные страхи.
Терапевтические сказки помогают работать уже с более глубокими переживаниями-утрата, вина, стыд, психологическими травмами.
Конечно, в рамках службы «Детский телефон доверия» нет полноценной возможности применения этого метода психологии, но мы можем знакомить с ним родителей, рекомендовать к ознакомлению соответствующую литературу и авторов.
Родители могут воспользоваться уже готовыми сказками, подобрать их под существующую ситуацию, переживания, проблемы ребенка, а могут сочинять их для своего ребенка и сами. Исходя из того, какие задачи надо решить и с чем надо помочь справиться ребенку. Обычно персонаж сказки наделен теми-же переживаниями, что и ребенок, и основная линия сюжета, что делает персонаж, кто с ним рядом, что помогает ему преодолеть страх, справиться с переживаниями, что он сделал, чтобы осуществить свою мечту, какие для этого приобрел качества, как научился относиться к окружающим и т.д.
Метод сказкотерапии доступен, не требует много времени, способствует развитию добрых и продуктивных отношений в семье.