Иногда на Детский телефон доверия поступают звонки от родителей с запросом, помочь разобраться с нежеланием ребенка посещать школу. Причин такого поведения может быть несколько. Сегодня хотелось бы затронуть одну из них — это сложности, связанные с усвоением школьных знаний. Ребенок, постоянно сталкиваясь с такого рода трудностями, пытается избежать их, отказываясь посещать школу. И в данном случае очень важно разобраться в причине таких трудностей. В процессе общения с родителями, важно прояснить, в чем именно ребенок испытывает сложности? В письме, счете или чтении слов, текстов? Во многих европейских странах, любые сложности, связанные с чтением, письмом и арифметикой принято называть дислексией. В России для каждого нарушения используют самостоятельные термины:
Дисграфия – это частичное расстройство процесса письма, связанное с недостаточной сформированностью (или распадом) психических функций, участвующих в реализации и контроле письменной речи. Дисграфия, как правило, проявляется стойкими, типичными и повторяющимися ошибками на письме. Очень часто родители сами замечают регулярно повторяющиеся ошибки в письменных работах ребенка. Более полная диагностика включает анализ письменных работ, обследование устной и письменной речи ребенка. Для этого специалистами используются специальные методики. Коррекционная работа по преодолению дисграфии требует устранения нарушений звукопроизношения, развития фонематических процессов, лексики, грамматики, связной речи, неречевых функций..
Дислексией называют распространенное (5-10% детей школьного возраста) расстройство способности к обучению, для которого характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом под диктовку. Ребенку трудно понять смысл прочитанного им текста. Дислексия проявляется уже в раннем детском возрасте и при отсутствии коррекции может сопровождаться нарушением психического развития.
Дискалькулия проявляется в виде трудностей или даже полной неспособности понимать цифровые символы, выполнять (даже элементарные) операции сложения, вычитания, умножения и деления.
Очень часто одна сложность в обучении влечет за собой другую и у ребенка возникает ощущение, что ему с этим не справиться. Теряется мотивация к учебе, появляется неуверенность в своих силах. А, если еще родители, не разобравшись в истинной причине возникшей ситуации считают, что ребенок мало уделяет времени учебе, просто ленится, то ребенок еще и лишается родительской поддержки и понимания, так необходимых ему.
При аналогичном обращении родителей в нашу службу, очень важно проинформировать их о причинах данных проблем и помочь родителям определиться с вариантами их решения, о той поддержке, любви и понимании, которые так необходимы их ребенку.