Сегодня подростки имеют возможности, значительно превышающие те, что были в советское время. Они могут общаться с людьми со всего мира, покупать и продавать вещи не выходя из дома, узнавать информацию. Но к сожалению, в отличие от взрослых дети и подростки имеют меньше жизненного опыта и ресурсов. Поэтому они менее защищены от интернет-угроз, в том числе мошенничества.
В последнее время на телефоне доверия участились обращения подростков, ставших жертвами мошенников в сети. Схемы преступлений бывают разные. Но важно понимать основные принципы, по которым действуют злоумышленники и как можно уберечься от них.
Приведу два примера. Девушка 14 лет общалась с незнакомцев в телеграмм. Через некоторое время собеседник предложил ей пройти по ссылке с его именем, чтобы он мог добавиться в качестве друга в её закрытый профиль Вконтакте. Она перешла по ссылке, после чего мужчина попросил у неё скинуть обнажённое фото. Она скинула чужое фото из сети, после чего начались угрозы. Этот человек пугал, что скинет фото её друзьям из ВК. Ему удалось узнать адрес проживания девушки и другую конфиденциальную информацию. Он сказал, что может прийти и убить её и родителей, если она не совершит ряд действий, которые ей совершать не хотелось. Как призналась девушка, на протяжении трёх часов она страдала от того, что происходило сначала в переписке, а затем в видео-общении.
Во втором случае молодой человек в возраста 17 лет разместил на Авито объявление о продаже принадлежавшего ему инструмента, после чего с ним связался мужчина, который использовал информацию об адресе и телефоне подростка и его родителей, чтобы запугать его и получить материальную выгоду. Парень сопротивлялся на протяжении 9 часов. Мошенник не отпускал его даже, чтобы попить и отдохнуть. Диалог был мучителен для молодого человека. Но самое неприятное было то, что когда наш абонент позвонил другу и рассказал ему о случившемся – друг посмеялся над ним. Поэтому парень боялся звонить на телефон доверия, ему было страшно, что консультант тоже посмеётся над его проблемой. Этого не произошло, абонент получил необходимую помощь и поддержку. В обоих случаях подростки побоялись рассказать родителям о том, что с ними произошло.
Чтобы травмирующая ситуация не имела долгосрочных последствий для психики, очень важно своевременно получить психологическую помощь. Ведь поддержка окружающих или профессионального психолога способна залечить душевную рану. Когда чувствуешь, что в беде ты не одинок – становится гораздо легче.
Часто жертвы винят себя в случившемся и поэтому боятся обращаться за помощью, боятся осуждения. Они думают, что раз со мной это произошло, значит со мной что-то не так. На самом деле стать жертвой мошенников в определённом состоянии может каждый человек. Это состояние затянувшегося стресса или усталости, когда критическое мышление снижается. Часто преступники сознательно вводят жертву в состояние утомления – держат длительное время в диалоге, не дают отдыхать, запугивают, чтобы можно было манипулировать сознанием. Также они могут использовать эффект неожиданности. Жертва может удивиться, что преступник так много знает о ней, и подумать, что он давно за ней следит. Хотя в действительности узнать информацию о человек по фамилии и телефону не составляет труда не выходя из дома. Ответственность за случившееся лежит именно на преступнике, а не на жертве.
Чувство вины – такое же чувство, как и многие другие. Нормально чувствовать вину, но лишь до того момента пока мы не осознали, что стоит за этим чувством. Когда осознали – пришло время сделать выводы и простить себя. Длительное чувство вины токсично и приносит упадок сил, снижает самооценку, замыкает в себе.
Важно придерживаться правил безопасности в сети:
Рекомендации для родителей:
И будьте спокойны и счастливы!