[bvi]

Рекомендации по формированию и укреплению школьной мотивации

Стартовал VII Всероссийский конкурс социальных проектов «Инносоциум»
08.10.2024
Осталась всего неделя до завершения приема заявок на первый конкурс Фонда президентских грантов 2025 года!
08.10.2024

В младшем школьном возрасте мотивационная сфера корригируется через эмоционально-волевую сферу: получение положительных эмоций при выполнении учебных заданий, преодолении школьных страхов. Кроме формирования положительного отношения к учению необходимо содействовать развитию учебной мотивации через формирование: активной позиции школьника и  познавательного интереса. Необходимо так же  укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний учащихся.

Для формирования положительного отношения к обучению:

  • заботиться о создании общей положительной атмосферы на уроке и при выполнении домашнего заданий, постоянно снижать тревожность детей, исключая упреки, выговор, иронию, насмешку, угрозы и т. д., стремясь исключить страх школьника перед риском ошибиться, забыть, смутиться, неверно ответить;
  • создавать ситуации успеха в учебной деятельности, формирующие чувство удовлетворенности, уверенности в себе, объективной самооценки и радости, через поощрение  и похвалу;
  • опираться на игру, включая интеллектуальные игры с правилами, активно используя игротехнику на каждом этапе урока, делать игру естественной формой организации быта детей на уроке и во внеурочное время;
  • использовать интерес учеников к наглядности;

целенаправленно эмоционально стимулировать детей на уроке, предупреждая опасные для учения ощущения скуки, серости, монотонности посредством включения разных видов деятельности, занимательности, личной эмоциональности;

  • возбуждать интеллектуальные эмоции – удивления, новизны, сомнения, достижения; формировать внутренний оптимистический настрой у детей, вливая уверенность, давая установку на достижение, преодоление трудностей.

При развитии мотива достижения ориентируйте учеников на самооценку деятельности: Спрашивайте ученика: «Ты доволен результатом?», вместо оценки: «Ты хорошо справился с работой». Проводите индивидуальные беседы для обсуждения достижений и пробелов. Постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности.

Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда: организуйте рефлексию и обратную связь во время урока, при выполнении домашнего задания.

Для формирования активной позиции школьника учитель может использовать:

  • словесное внушение, в частности, чувства должного отношения к обучению, к школе;
  • необходимо обеспечить ситуации личного выбора задачи, упражнения (какую задачу будешь решать: про яблоки или про домики?); степень сложности задачи (легкая или интересная); число задач (сколько задач берешься решить: одну или две?);
  • создать ситуацию активного влияния в совместной учебной деятельности (дети сами разбиваются на пары и выполняют предложенные задания).

Для развития познавательных интересов, необходимо:

  • не допускать учебных перегрузок, переутомления и одновременно низкой плотности режима работы (дозировка учебного материала с точки зрения количества и качества должна соответствовать возможностям и способностям учащихся);
  • использовать содержание обучения как источник стимуляции познавательных интересов;
  • стимулировать познавательный интерес многообразием приемов      занимательности (иллюстрацией, игрой, кроссвордами, драматизацией, задачами-шутками, занимательными упражнениями и т. д.);
  • специально обучать приемам умственной деятельности и учебной работы;
  • использовать проблемно-поисковые методы обучения.

Рекомендации родителям для повышения учебной мотивации их детей.

  • Каждый день спрашивайте ребёнка: «Как дела? Что было в школе?». Сделайте такие разговоры привычкой, пусть ребёнок чувствует вашу заинтересованность в его делах.
  • Предложите помощь в выполнении какого-либо задания. Например, обсудите план сочинения, вместе подберите литературу, но писать за ребёнка сочинение не надо.
  • Учитесь вместе с детьми. Посещайте интересные места, читайте, покупайте книги, запишитесь вместе в городскую библиотеку. Обсуждайте вместе с ребёнком прочитанное: что больше всего запомнилось? Что понравилось, а что нет?
  • Читайте вместе с детьми книги по ролям.
  • Старайтесь правильно оценивать знания и достижения ребёнка. Никогда не сравнивайте его с другими детьми из класса или детьми родственников и знакомых (из-за этого самооценка значительно снижается и ребёнок перестаёт верить в свои силы).
  • Повторяйте ребёнку, что вы ждёте от него хороших оценок, а не того, что он будет вундеркиндом. Многие дети в какой-то момент времени учатся хуже, чем обычно. Если это произошло, не паникуйте, предложите свою помощь и поощряйте его за малейший успех.
  • Допускайте мысль о том, что на ошибках люди учатся.
  • Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.
  • Рассказывайте о своей школьной жизни своему ребёнку, делая акцент на том, что в вашей жизни были тоже такие же жизненные ситуации. И как вы вышли из них?
  • Делитесь личным опытом, беседуйте и даже советуйтесь.

Рекомендации учителям для повышения учебной мотивации их детей.

  • Создайте благоприятную образовательную среду.

Не забывайте и про психологическую среду. Обучаемым должно быть комфортно рядом с вами, поэтому постарайтесь найти общий язык с ребятами, не критиковать их в случае ошибок, а быть во взаимно доверительном диалоге. 

  • Предлагайте разнообразные опыты/сценарии урока/упражнения

Монотонная работа изо дня в день в одинаковом режиме может утомлять, поэтому некоторым ученикам со временем становится скучно учиться. Чтобы заинтересовать учащихся, варьируйте форматы уроков. Практикуйте не только лекции, но включайте викторины, организуйте проекты, доклады, экскурсии. 

  • Используйте интересы/сильные стороны учащихся в обучении

Этот совет будет скорее актуален, если вы работаете индивидуально. Опираясь на увлечения, навыки или профессиональную деятельность учащегося, вы можете подкорректировать свои занятия и связать учебный материал с тем, что близко вашему ученику. Можно также завязать уроки на актуальных темах, трендах, современных течениях.

22.09.24.  Психолог: Голубева В.Ф