Дети звонят по проблемам различного рода домогательств, физических наказаний, унижения,
запугивания, изоляции, постоянного высмеивания, критики со стороны родителей, учителей и
сверстников и пр. Консультанты нашего “Телефона Доверия” уделяют особое внимание
звонкам детей и подростков – жертв насилия, так как существует большой риск возникновения
у таких детей депрессивных состояний, вплоть до суицидальных мыслей и поступков.
Задачи психолога в случае обращения направлены на то, чтобы:
уменьшить у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;
помочь в укреплении чувства собственной значимости;
сформировать новые поведенческие паттерны (формы поведения);
способствовать избирательному взаимодействию с окружающими людьми;
Свою работу с детьми, подвергшимся жестокому обращению и насилию, мы строим по
следующим принципам: слушаю, понимаю, сопереживаю.
Нами был выработан алгоритм поведения консультанта при ведении диалога с такими
абонентами:
- Расположить к себе – “Я тебе верю”
Самый первый и важный шаг – установление доверительных отношений между ребенком и
консультантом. Многие дети не могут рассказать о случившемся взрослым, так как боятся, что они им не поверят. Причина этих страхов кроется в том, что насильник, как правило,
авторитетнее и сильнее, чем жертва.
- Проявить сочувствие – “Мне жаль, что это случилось”
На втором этапе ребенок должен почувствовать, что его слышат, сочувствуют, понимают
возникающие мысли и чувства.
- Уменьшить чувство вины – “Я уверена, что ты не виноват в том, что произошло”. Это третий
шаг, который направлен на то, чтобы ребенок почувствовал себя комфортно и безопасно.
Консультант не должен осуждать, давать негативных оценок поведению обратившегося.
Преодоление чувства вины является одним из самых важных этапов работы с жертвами
насилия. Вина носит всепоглощающий характер, провоцирует различные искажения в
представлениях о себе и своих поступках. Ребенок своим поступкам придает особый
негативный смысл. Работа с чувством вины включает понимание того, в чем винит себя
пострадавший.
- Поддержать и одобрить его поведение: “Хорошо, что ты не испугался и позвонил”.
Позитивная, эмоциональная поддержка, подкрепление желания найти выход из ситуации
насилия являются важными моментами данного этапа. Ребенку необходима помощь в
преодолении страхов, возникающих после раскрытия фактов насилия.
- Найти резервы поддержки и помощи – “Как ты думаешь, кому еще ты можешь рассказать о
своей проблеме?”
В данном случае важно показать ребенку, что существует много людей, организаций, которым
можно довериться и получить помощь и поддержку (родственники, знакомые, учителя, соседи,
службы социальной защиты, полиции, органы опеки и попечительства и пр.).
- Создать условия для пресечения насилия и выработать стратегию поведения – “Давай
подумаем, что мы можем сделать, чтобы подобного не повторилось?”.
Здесь нужно обсудить поведение ребенка и исключить моменты, провоцирующие насилие.
Затем найти вместе с ребенком новые пути выхода из сложившейся ситуации. Часто ребенок
не видит выхода и проблема для него кажется неразрешимой, поэтому задача консультанта
первым начать обсуждение и направить на поиск альтернативных решений.
Делая выбор, ребенок берет на себя ответственность и таким образом, у него повышается
мотивация к активным действиям. По окончании обсуждения психолог-консультант
предлагает ребенку оценить выбранное решение в свете ожидаемого успеха.
- Вселить уверенность в завтрашний день – “Я знаю, что ты справишься с проблемой. Я в
тебя верю, ты сильный!”
Установка на позитив помогает ребенку уверенно следовать к намеченной цели, не отступая
перед трудностями. Задача каждого консультанта “Телефона Доверия” должна заключаться
не только в оказании экстренной помощи, но и в дальнейшем сопровождении ребенка,
которому мы предлагаем обязательно обратиться к нам повторно и рассказать о том, как он
справился со своей проблемой.