[bvi]

Суицидальные мысли и настроения у детей и подростков

Деньги и дети: что можно до 18 лет
24.06.2024
Мы теперь и в Одноклассниках!
27.06.2024

Пришла пора поговорить об этом… О суицидальных мыслях и поступках. Разобраться в суицидальных видах и факторах, признаках поведения и примерные рекомендациях педагогам, родителям и всем неравнодушным.

Суицидальные мысли и настроения у детей и подростков бывают разные. К сожалению, в свете последних событий в мире и напряженной обстановке во многих сферах жизни уровень стресса только возрастает, отсюда «нехорошие» мысли в голове.

Виды суицида:

  • демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
  • самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
  • истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).

Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне неотчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.

Факторы, предрасполагающие к суициду:

  • отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
  • резкое повышение общего ритма жизни;
  • социально-экономическая дестабилизация;
  • алкоголизм и наркомания среди родителей;
  • жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
  • алкоголизм и наркомания среди подростков;
  • неуверенность в завтрашнем дне;
  • отсутствие морально-этических ценностей;
  • конфликт с друзьями или педагогами;
  • потеря смысла жизни;
  • низкая самооценка, трудности в самоопределении;
  • безответная любовь;
  • отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.

Признаки в поведении подростка, которые могут дать повод для беспокойства:

  • слишком возбужденное поведение;
  • необычное снижение активности;
  • безволие, необъяснимые или частые исчезновения из дома;
  • пропуски занятий, прогулы;
  • плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
  • потеря интереса к обычной деятельности; ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие;
  • внезапное снижение успеваемости;
  • участие в драках и беспорядках;
  • потеря аппетита или импульсивное обжорство;
  • частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли постоянную усталость, частую сонливость);
  • необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
  • ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
  • уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
  • превращение в человека «одиночку»;
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
  • погруженность в размышления о смерти;
  • отсутствие планов на будущее;
  • нарушение сна (кошмары), бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
  • постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение;
  • подросток тяжел на подъем, ему трудно как и раньше выполнять свои обязанности (вставать по утрам на занятия, делать уроки, ходить в секции);
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;

Признаки готовящегося самоубийства:

  • Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание:

Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.

  • Прощание:

Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.

  • Внешняя удовлетворенность — прилив сил и энергии:

Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.

  • Письменные указания (в письмах, записках, дневнике);
  • Словесные указания или угрозы;
  • Вспышки раздражения, гнева, особенно у импульсивных подростков;
  • Бессонница.

Работа с родителями

  • Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми на всех этап развития
  • Родителей необходимо информировать о причинах, факторах, динамике суицидального риска. Рекомендовать, как общаться с подростком в переходном возрасте.

Примерная тематика бесед с родителями может быть следующей:

  • Родительская поддержка ребенка при переходе в среднее звено;
  • Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка;
  • Трудности подросткового возраста;
  • Помощь родителей детям с проблемами в обучении;
  • Психологические особенности юношеского возраста;
  • Родительский лекторий «Повышенная тревожность»;
  • Информационные листы и памятки для родителей;
  • Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми;
  • Работа с семьёй ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
  • Родительский лекторий: «Интернет и подросток. Плюсы и минусы» Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.

Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:

  • необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
  • необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
  • необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
  • необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
  • нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
  • необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.