Пришла пора поговорить об этом… О суицидальных мыслях и поступках. Разобраться в суицидальных видах и факторах, признаках поведения и примерные рекомендациях педагогам, родителям и всем неравнодушным.
Суицидальные мысли и настроения у детей и подростков бывают разные. К сожалению, в свете последних событий в мире и напряженной обстановке во многих сферах жизни уровень стресса только возрастает, отсюда «нехорошие» мысли в голове.
Виды суицида:
- демонстративно-шантажное суицидальное поведение (цель: не лишение себя жизни, а демонстрация субъектом этого намерения для привлечения внимания окружающих);
- самоповреждающее (парасуицидальное) поведение (нанесение самоповреждений, которые обычно совершаются с целью уменьшения переживаемого эмоционального напряжения);
- истинное суицидальное поведение (последовательная реализация обдуманного плана лишения себя жизни).
Специалисты утверждают, что провести четкую границу между истинными и демонстративно-шантажными попытками самоубийства можно только лишь для взрослых. Настоящего желания уйти из жизни у подростка может и не быть, так как представление о смерти у подростков крайне неотчетливое, инфантильное. Психологический смысл подросткового суицида – крик о помощи, стремление привлечь внимание к своему страданию. Однако любую демонстрацию самоубийственных действий подростка следует рассматривать как поступок опасный для его жизни.
Факторы, предрасполагающие к суициду:
- отсутствие доброжелательного внимания со стороны взрослых;
- резкое повышение общего ритма жизни;
- социально-экономическая дестабилизация;
- алкоголизм и наркомания среди родителей;
- жестокое обращение с подростком, психологическое, физическое и сексуальное насилие;
- алкоголизм и наркомания среди подростков;
- неуверенность в завтрашнем дне;
- отсутствие морально-этических ценностей;
- конфликт с друзьями или педагогами;
- потеря смысла жизни;
- низкая самооценка, трудности в самоопределении;
- безответная любовь;
- отсутствие негативного отношения к суициду в сознании подростков.
Признаки в поведении подростка, которые могут дать повод для беспокойства:
- слишком возбужденное поведение;
- необычное снижение активности;
- безволие, необъяснимые или частые исчезновения из дома;
- пропуски занятий, прогулы;
- плохое поведение в школе, нарушения дисциплины;
- потеря интереса к обычной деятельности; ко всему, что обычно занимало и приносило удовольствие;
- внезапное снижение успеваемости;
- участие в драках и беспорядках;
- потеря аппетита или импульсивное обжорство;
- частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли постоянную усталость, частую сонливость);
- необычно пренебрежительное отношение к своему внешнему виду;
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие;
- уход от контактов, изоляция от друзей и семьи;
- превращение в человека «одиночку»;
- нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы;
- погруженность в размышления о смерти;
- отсутствие планов на будущее;
- нарушение сна (кошмары), бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней;
- постоянная тревога, депрессия, подавленный вид, часто плохое настроение;
- подросток тяжел на подъем, ему трудно как и раньше выполнять свои обязанности (вставать по утрам на занятия, делать уроки, ходить в секции);
- внезапные приступы гнева, зачастую возникающие из-за мелочей;
Признаки готовящегося самоубийства:
- Приведение своих дел в порядок — раздача ценных вещей, упаковывание:
Подросток мог быть неряшливым, и вдруг начинает приводить все в порядок. Делает последние приготовления.
Может принять форму выражения благодарности различным людям за помощь в разное время жизни.
- Внешняя удовлетворенность — прилив сил и энергии:
Если решение покончить с собой принято, а план составлен, то мысли на эту тему перестают мучить, появляется избыток энергии. Внешне расслабляется — может показаться, что отказался от мысли о самоубийстве. Состояние прилива сил может быть опаснее, чем глубокая депрессия.
- Письменные указания (в письмах, записках, дневнике);
- Словесные указания или угрозы;
- Вспышки раздражения, гнева, особенно у импульсивных подростков;
- Бессонница.
Работа с родителями
- Создание в семье сотрудничающих взаимодействий с детьми на всех этап развития
- Родителей необходимо информировать о причинах, факторах, динамике суицидального риска. Рекомендовать, как общаться с подростком в переходном возрасте.
Примерная тематика бесед с родителями может быть следующей:
- Родительская поддержка ребенка при переходе в среднее звено;
- Влияние стиля воспитания родителей на личностное развитие ребенка;
- Трудности подросткового возраста;
- Помощь родителей детям с проблемами в обучении;
- Психологические особенности юношеского возраста;
- Родительский лекторий «Повышенная тревожность»;
- Информационные листы и памятки для родителей;
- Психолого-педагогическое консультирование родителей по вопросам проблемных (конфликтных) взаимоотношений с детьми;
- Работа с семьёй ребёнка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние;
- Родительский лекторий: «Интернет и подросток. Плюсы и минусы» Родительские собрания можно проводить в традиционной форме, можно использовать циклы просветительских программ по вопросам воспитания и конструктивного взаимодействия с детьми.
Советы для родителей по профилактике суицидального поведения детей:
- необходимо открыто обсуждать семейные и внутренние проблемы детей;
- необходимо помогать своим детям строить реальные цели в жизни и стремиться к ним;
- необходимо обязательно содействовать в преодолении препятствий;
- необходимо одобрять словом и делом любые стоящие положительные начинания детей;
- нельзя применять физическое наказание ни при каких обстоятельствах;
- необходимо больше любить своих подрастающих детей, быть внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними.