[bvi]

Отсутствие взаимопонимания между родителями и детьми

📣 Мы подписали соглашение о сотрудничестве
15.03.2024
От чего зависит размер пособия по уходу за ребенком?
19.03.2024

 Одна из самых актуальных тем, с которой дети обращаются на детский телефон доверия – это отсутствие взаимопонимания со стороны родителей.

В чем же причина возникающей проблемы? Причин может быть несколько:

 Разница в возрасте:

– родители росли в другую эпоху, можно сказать в другой семье, им прививали определенные ценности, которые они хотели бы привить и своему ребенку, но в данном случае, автоматический перенос не работает;

– порой нежелание родителей пронимать новое, что влечет непонимание поступков детей;

– возможный перенос поведения ребенка на себя в его возрасте;

– часто уход детей в компьютерный, виртуальный, а стало быть оторванный от действительности мир.

 Конфликт интересов:

– хорошая, с точки зрения сына или дочери, компания, желание проводить с ней большую часть времени, подчас в ущерб учебе и домашним делам;

– желание одеваться совсем не по вкусу родителей, иметь внешний вид иногда эпатажный;

– желание гулять допоздна, совершать иногда необдуманные, рискованные даже поступки;

– нарушать режим (приходить не вовремя домой курить, употреблять алкоголь);

– родители, напротив, хотят видеть своих детей, ведущими правильный образ жизни, хорошо учащимися, заранее заботящимися о своем будущем и карьере, думающими не об активной жизни, а о сдаче ЕГЭ и поступлении в престижный ВУЗ, дружащими с детьми из хороших семей.

 Переходный возраст ребенка:

– гормональная перестройка;

– формирование собственных взглядов;

– отстранение от родителей; стремление к максимальной самостоятельности;

– ухудшение поведения, появление этакого подросткового нигилизма, одновременно грубости с родителями;

– родители часто, не понимая причины происходящего, негативно относятся к возникшим изменениям в поведении их чада.

Особенности темперамента ребенка:

– так ребенок-холерик может на ровном месте устроить истерику;

– ребенок-меланхолик может испортить настроение;

– ребенок-флегматик может быть излишне медлительным;

– из ребенка-сангвиника энергия может бить через край, даже чересчур;

– незнание родителями этих особенностей темперамента своих детей, легко может спровоцировать конфликт и непонимание.

 Усталость родителей:

– от часто возникающих социальных и бытовых проблем;

– от возможных проблем и неприятностей на работе;

– от непослушания детей;

– накопительная усталость физическая и моральная;

– от «рутины» жизни.

Ошибки в воспитании:

– авторитарный стиль воспитания – навязывание своих решений, нарушение личных границ ребенка, требование соответствия своим ожиданиям, полный контроль во всем,

– вседозволенность и полная свобода в поступках (как правило, чтобы ребенок излишне не докучал);

– манипулирование, используя деньги, т.е. практически покупая, хорошее поведение, расположение детей, хорошие поступки;

– излишняя критика детей (мы лучше знаем, как тебе себя вести, одеваться, с кем дружить, что делать, а ты все делаешь не так).

Что же все-таки делать, как поступать, чтобы избежать отсутствия взаимопонимания и конфликтов практически классических – отцы и дети?

Что же делать?

Попробую дать несколько рекомендаций.

Старайтесь не избегать нового, не навязывайте своего мнения относительно музыки, которую слушают Ваши дети, фильмов, которые они смотрят, иных их увлечений, общайтесь с молодежью, так Вам будет легче их понять. Искренне, не для галочки, интересуйтесь событиями в их жизни, не на бегу, а в спокойной обстановке – глаза в глаза.

Избегайте гиперопеки своих детей, меньше их критикуйте, но при этом избегайте замалчивания их неблаговидных поступков, не ругайте компанию, в которой они вращаются, если же Вы и оцениваете окружение вашего ребенка, старайтесь, чтобы оценка была спокойной, без крика и объективной. Если Вы узнали о нарушении режима – алкоголь, табак, то не «взрывайтесь», не запрещайте, а доходчиво объясните вред злоупотреблений. Не ругайте детей за не успеваемость, не принуждайте к хорошей учебе, а тем более в ущерб их интересов, а предложите интересные курсы для подготовке к ЕГЭ. В конце концов дети сами должны понять, что образование необходимо им, а может и не нужно им сразу после школы учиться в ВУЗе. Это скорее нужно Вам для Вашей же престижности – как же Ваш ребенок получает высшее образование.

Особенно сложно во время наступления переходного возраста Ваших сына или дочери. Здесь необходимы особые чуткость и понимание. Будьте ближе к детям, дайте им больше любви, ласки, понимания, серьезного отношения к их детским проблемам. Умейте внимательно выслушать ребенка, разобраться, в возникшей проблеме, а потом принимайте решения. Хвалите ребенка, но не перехваливайте. Терпение, понимание, дружелюбие и, что самое главное уважение к ребенку, как к самостоятельной личности. Все это поможет Вам преодолеть все трудности воспитания в этот период.

Относительно темперамента Вашего ребенка. Помните не бывает плохих или хороших темпераментов. Есть Ваш ребенок со всеми его плюсами и минусами. Дети-холерики – это дети с переменчивым настроением, могут азартно взяться за дело и быстро его бросить – перегореть, необходимо направлять их энергию в правильное русло (спорт, на пример), поручать им дела требующие внимательности, серьезности, ответственности, учить принимать победы и поражения, правилам поведения в обществе. Дети-сангвиники, это темпераментные, энергичные люди, важно направлять их энергию в нужном направлении, не делать за них какую-либо работу, а только помогать при необходимости. Дети-флегматики – это часто неторопливые молчуны, склонные к обстоятельности во всем. Ни в коем случае нельзя пытаться ускорять их, акцентировать внимание на их медлительности, подтрунивать над этими их чертами характера. Дети-меланхолики – дети со спокойным характером, порой неуверенные в себе, склонные к плаксивости, но с богатым внутренним миром, старайтесь придавать им уверенности в их начинаниях, развивать присущую им способность к сочувствию, эмпатии. 

И, наконец, старайтесь избегать выше перечисленных мной ошибок в воспитании. Не навязывайте Вашим детям своего мнения, своих решений – я лучше знаю, что тебе хорошо. Помните, что Ваши ожидания не всегда применимы к Вашим детям, избегайте жесткого и излишнего контроля, старайтесь не нарушать их личных границ. В тоже время, избегайте вседозволенности и полной свободы в поступках, не оставляйте без внимания негативные поступки, если он в чем то виноват, накажите, но перед этим тщательно разберитесь в причине негативного поступка, не рубите, как говорится с плеча. Хвалите и поощряйте своего ребенка, когда он принимает правильные решения и делает что-то хорошо. Если у Вас появляется повод гордиться Вашим ребенком, обязательно говорите ему об этом. Ни что не стимулирует ребенка так, как положительная оценка взрослых. Поощрение детей – вещь хорошая, в том числе и материальная, но нельзя путать поощрение с покупкой за различные блага их лояльности к Вам и Вашим требованиям и просьбам.

Необходимо довести до Вашего ребенка понимание граней добра и зла, научите его всему прекрасному в человеческих отношениях, тем самым воспитывайте у ребенка уверенность в себе.

Пусть его лозунгами будут: «Не делай другим того, что ты не хотел бы получить от других»; «Ты хорош, но не лучше других». Ни в коем случае не оставляйте ребенка одного в ссоре. Разговаривая с ним, не говорите в сторону, в пустоту, общайтесь с ним, глядя в глаза. Ни в коем случае не «ломайте» ребенка, у него может быть своя точка зрения, которую он должен уметь отстоять.