[bvi]

Как помочь дошкольнику выучить стихотворение за один вечер

Конкурс на предоставление из бюджета Московской области субсидий на поддержку некоммерческих организаций на реализацию проектов в сфере культуры на территории Московской области в 2024 году
06.02.2024
Команда Московского областного регионального отделения «Всероссийского общества глухих» посетила с рабочим визитом «Центр инноваций социальной сферы»
07.02.2024

Всем родителям знакома ситуация: надо помочь ребёнку выучить стихотворение. К утреннику в детском саду, семейному празднику,”ёлке”. Но не все дети способны быстро его запомнить.

Очень часто дети вообще не понимают, для чего они учат стихи. И будьте уверены, если вы подходите к этой ситуации с точки зрения как бы заставить ребёнка выучить стих, у вас ничего не получится!

Иногда родители приступают к изучению стихотворения, когда ребёнок уже устал, чем-то занят или расстроен. Порой родители стараются как можно быстрее закончить и заняться своими делами. А малыш пытается запоминать механически, не понимая смысла и значения некоторых слов или речевых оборотов.

Почему такой подход не работает? Дело в том, что многие родители, к сожалению, не учитывают возрастные нормы обучения детей и методики развития, которые строго регламентируют как время занятий (а для дошкольников это не более 15 минут), так и многие другие особенности подачи новой информации и техник для её запоминания. А может быть стихотворение, которое выбрали родители слишком сложное или совсем не отвечает интересам ребёнка. К счастью, я подготовила пошаговый план действий для того, чтобы помочь малышу выучить стихотворение. Но обо всём по порядку.

Чтобы заучивание стихов не стало каторгой, это занятие нужно превратить в игру!

  1. Шаг  – работа с текстом
  2. Вы выразительно читаете стихотворение

Читая первый раз стихотворение, помогите ребенку прочувствовать его настроение, характер. Как вы понимаете для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Найдите в стихотворении то, чем оно лично вам нравится. Например, скажите:

• какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;

• какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;

• как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;

• какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться.

  • Уточняете значения слов, спрашиваете все ли понятно ребенку.

Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом), и тебе сложно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, я обращаю внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Прежде чем начать учить стихотворение, объясните ребёнку смысл новых слов и выражений и убедитесь в том, что он всё понял.

  • Читаете стихотворение ещё раз.

Задаёте ребёнку вопросы по содержанию. Это могут быть такие вопросы:

• О чём (или о ком) это стихотворение?

• Кто зажёг огни на ёлке? Что это значит?

 • Что находится наверху ёлки?

 • Какие чудеса принесла нам Зима?

  • Шаг – работа с мнемотаблицей
  • Рисуете совместно с ребёнком мнемотаблицу к тексту стихотворения.

 Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники способствуют обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Придумайте вместе с малышом и нарисуйте картинки, которые помогут запомнить слова, словосочетания или целые предложения из стихотворения. Чтобы было понятно, приведу примеры мнемотаблиц:

  • Вы читаете отдельно каждую смысловую фразу стихотворения , а ребёнок повторяет её с опорой на мнемотаблицу.

Итак, вы читаете фразу, а ребёнок смотрит на мнемотаблицу и повторяет её. Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Далее ребёнок пробует рассказать всё стихотворение с опорой на мнемотаблицу. А вы помогаете, дополняете таблицу, если возникают трудности.

  • Шаг – повторение 

Повторите стихотворение через определённые промежутки времени: через полчаса, перед сном, на следующий день. Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котёнком, с игрушечным мишкой или другой любимой игрушкой. Можно рассказать стихотворение Луне, любимому герою мультфильма или дождику. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками, если он что-то забудет. Вот и всё! Если вы пройдете эти 3 шага, то ваш малыш прекрасно выучит стихотворение, получит удовольствие и отличный опыт