Всем родителям знакома ситуация: надо помочь ребёнку выучить стихотворение. К утреннику в детском саду, семейному празднику,”ёлке”. Но не все дети способны быстро его запомнить.
Очень часто дети вообще не понимают, для чего они учат стихи. И будьте уверены, если вы подходите к этой ситуации с точки зрения как бы заставить ребёнка выучить стих, у вас ничего не получится!
Иногда родители приступают к изучению стихотворения, когда ребёнок уже устал, чем-то занят или расстроен. Порой родители стараются как можно быстрее закончить и заняться своими делами. А малыш пытается запоминать механически, не понимая смысла и значения некоторых слов или речевых оборотов.
Почему такой подход не работает? Дело в том, что многие родители, к сожалению, не учитывают возрастные нормы обучения детей и методики развития, которые строго регламентируют как время занятий (а для дошкольников это не более 15 минут), так и многие другие особенности подачи новой информации и техник для её запоминания. А может быть стихотворение, которое выбрали родители слишком сложное или совсем не отвечает интересам ребёнка. К счастью, я подготовила пошаговый план действий для того, чтобы помочь малышу выучить стихотворение. Но обо всём по порядку.
Чтобы заучивание стихов не стало каторгой, это занятие нужно превратить в игру!
Читая первый раз стихотворение, помогите ребенку прочувствовать его настроение, характер. Как вы понимаете для того, чтобы что-то выучить, надо это повторять много раз. Но также большое значение имеет эмоциональный аспект — нравится ребёнку стихотворение или нет, хочется ли ему его выучить. Если у вас нет выбора — учить стихотворение или не учить, постарайтесь вызвать у ребёнка положительный отклик на стихотворные строчки. Найдите в стихотворении то, чем оно лично вам нравится. Например, скажите:
• какое стихотворение весёлое, озорное, оно поднимает настроение;
• какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор относится к героям;
• как красиво автор описал природу! Мы прямо так и представляем себе зимний лес, деревья в снегу, свежий запах мороза;
• какие необычные слова и образы подобрал поэт, чтобы помочь нам лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться.
Очень трудно учить стихотворение, когда ты не понимаешь смысла некоторых слов (да и произносишь их с трудом), и тебе сложно представить, что там происходит, в этом стихотворении, о чём вообще поэт пишет. Поэтому, выбирая стихи для разучивания, я обращаю внимание не только на объём стихотворения, но и на сложность текста — много ли в нем слов незнакомых ребёнку, насколько ему будут понятны авторские обороты речи. Прежде чем начать учить стихотворение, объясните ребёнку смысл новых слов и выражений и убедитесь в том, что он всё понял.
Задаёте ребёнку вопросы по содержанию. Это могут быть такие вопросы:
• О чём (или о ком) это стихотворение?
• Кто зажёг огни на ёлке? Что это значит?
• Что находится наверху ёлки?
• Какие чудеса принесла нам Зима?
Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того приемы мнемотехники способствуют обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
Мнемотехника — искусство запоминания, технология развития памяти.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Придумайте вместе с малышом и нарисуйте картинки, которые помогут запомнить слова, словосочетания или целые предложения из стихотворения. Чтобы было понятно, приведу примеры мнемотаблиц:
Итак, вы читаете фразу, а ребёнок смотрит на мнемотаблицу и повторяет её. Если фраза длинная, то можно разбить ее на части. Далее ребёнок пробует рассказать всё стихотворение с опорой на мнемотаблицу. А вы помогаете, дополняете таблицу, если возникают трудности.
Повторите стихотворение через определённые промежутки времени: через полчаса, перед сном, на следующий день. Можно попросить малыша, чтобы он выучил это стихотворение с котёнком, с игрушечным мишкой или другой любимой игрушкой. Можно рассказать стихотворение Луне, любимому герою мультфильма или дождику. Повторите стихотворение через день, через два, помогая малышу картинками, если он что-то забудет. Вот и всё! Если вы пройдете эти 3 шага, то ваш малыш прекрасно выучит стихотворение, получит удовольствие и отличный опыт